Всего на аукцион в Лондоне выставят более 400 лотов.
«Если говорить о рынке русского искусства, то 80 процентов всего русского искусства подается на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке в течение всего двух недель - в июне и ноябре, четырьмя ведущими аукционами - Sotheby's, Christie's, Bohnams и MacDougall's. Но среди них только мы сосредоточились исключительно на русском искусстве, и в прошлом году наши продажи составили 22 процента от совокупных аукционных продаж русского искусства», - рассказал журналистам владелец аукциона Уильям Макдугалл.
Он оценил объем открытых аукционных продаж на рынке русского искусства более чем в 100 миллионов фунтов за год.
ДЯГИЛЕВ И НИЖИНСКИЙ ГЛАЗАМИ БАКСТА
По словам основательницы аукционного дома Екатерины Макдугалл, стоит обратить особое внимание на живописное полотно Леона Бакста «Купальщики на Лидо» (эстимейт 500-700 тысяч фунтов). Это последнее из четырех написанных в 1909 году изображений Дягилева и Нижинского во время их совместной поездки в Венецию, которое до сих пор находится в частных руках.
«Серия знаменитая, и она была очень дорога художнику. Картина написана в 1909 году, когда пошел первый успешный сезон, но еще три блистательных сезона впереди, и в полотне чувствуется эта надежда на покорение мира», - пояснила Макдугалл.
Остальные три полотна этой серии входят в собрания Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА), Фонда Роберта Тобина и Музея Израиля в Иерусалиме. Работа интересна и своим провенансом, так как изначально происходит из коллекции племянницы Бакста Милы Марковны Барсак.
«Эта выставка необыкновенно разнообразна, на ней представлены работы от XIX века до современности», - сказала Екатерина Макдугалл. Она отметила, что на обложку каталога специально вынесли картину Леонида Чупятова, который «не просто великий художник, но и представитель религиозно-мистического направления в русском искусстве, не получившего развития в советское время». По мнению Макдугалл, имя этого художника еще предстоит вписать в историю мирового искусства.
Полотно Чупятова «Ангелы» 1920-х годов оценили в 800 тысяч - 1,2 миллиона фунтов. Москвичи могут увидеть и другие работы этого художника на его персональной выставке, которая недавно открылась в галерее «Наши художники».
РЕРИХ В ТИБЕТЕ
Также на выставке в аукционном доме представлена картина Николая Рериха «Дзонг вечером» 1928 года (эстимейт 60-90 тысяч фунтов).
«Это написанное в 1928 году небольшое полотно - исторический документ, доподлинно свидетельствующий о пребывании художника в священной столице Тибета Лхасе. Ранее были сомнения, что художник был в Лхасе, так как экспедиция в 1928 году была арестована в Тибете, и у экспертов были сомнения, что он дошел до столицы Тибета, так как другие изображения дворца Далай-ламы в Лхассе писались художником с открыток», - пояснила эксперт аукциона Ирина Минервино. По ее словам, эксперты музея Рериха в Нью-Йорке, подтвердили, что картина - это первое доказательство пребывания художника в Лхасе. Она также добавила, что, не оставив конкретного названия пейзажа, он зашифровал свое пребывание в священном городе.
ПРИЕХАЛИ НЕ ВСЕ
Не приехали в Москву полотно Бориса Кустодиева «Венеция» 1913 года, оцененное в 480-700 тысяч фунтов, и «Лики России» Бориса Григорьева с эстимейтом 600-900 тысяч фунтов. Эти работы сейчас в Киеве - на выставке, которая закроется в четверг.
Зато в Москве представлена работа Алексея Саврасова «Изба в зимнем лесу» (эстимейт 350-500 тысяч фунтов).
«Эта работа происходит из коллекции одного французского инженера, скупавшего картины у русских аристократов. Сейчас его потомки решили с чем-то расстаться, и я выбрала пять работ - картины Саврасова, Сергея Васильковского (где изображены художники Похитонов и Васильковский на охоте), пейзажи Ефима Волкова и Петра Суходольского», - пояснила Макдугалл.
Кроме того, на выставке будут представлены полотна Константина Маковского, Константина Сомова, Владимира Стожарова, Аркадия Пластова.