Дни профобразования пройдут в Москве с 31 октября по 3 ноября

Украинка претендует на звание старейшей жительницы Земли

Зеленой столица так и не стала

Сравнение общест­венного транспорта Таллина и Тарту в сегодняшнем номере нашей газеты позволяет увидеть, что измененилось в ситуации с нашим транспортом, и сделать некоторые выводы. Два наиболее важных их них: во-первых, цена не единственный аргумент в пользу общественного транспорта, а во-вторых, многое зависит от сформировавшихся привычек. Для тех, кто прежде предпочитал ходить пешком, цена играет большую роль. А для тех, кто пользовался личным автомобилем, большее значение имеет качество общественного транспорта.

Когда речь заходит о таллиннском общественном транспорте, упускают из виду как раз предпочтения автолюбителей. Сделать Таллин зеленой столицей - вот один из самых веских аргументов (если оставить в стороне популизм), который приводился в пользу бесплатного общественного транспорта: чем меньше автомобилей на улицах - тем чище воздух и меньше шума. Увы, не получилось.

По оценке специалистов из Центра транспортных исследований в Шведском королевском технологическом институте, после того как в Таллине проезд в общественном транспорте стал бесплатным, количество пассажиров увеличилось лишь на 1,2%.

По мнению ученых, главные причины того, почему ситуация в Таллине отличается от ситуации в других странах, где 10-20% автовладельцев сделали выбор в пользу бесплатного общественного транспорта, следует искать в том, что и до этого цены на билеты были низкие и общественным транспортом пользовалось большое количество людей, причем число их снижалось. И бесплатный проезд лишь остановил эту тенденцию, не приведя к росту числа пассажиров.

Впрочем, наверняка можно найти и другие причины. В начале этого года профессор ТТУ Даго Антов привел в Postimees три основные причины, почему люди выбирают общественный или личный транспорт. Во-первых, это время, которое тратится на дорогу, во-вторых, транспортные расходы и, в-третьих, все то, что можно назвать одним словом - «качество». Это и то, насколько переполнены автобусы-трамваи, что за люди едут рядом с вами, насколько вежлив водитель и т.д.

Цена проезда имеет значение прежде всего для пассажиров с невысокими доходами, время и качество - для людей с более высокими доходами. Поскольку автовладельцы большей частью относятся ко второй категории, становится понятно, почему бесплатный общественный транспорт не уменьшил в городе количество автомобилей.

Но помимо этой есть и другие факторы, помешавшие снизить поток автомобилей. Главная причина, пожалуй, в том, что общественный транспорт бесплатный только для таллиннцев. Поэтому у жителей близлежащих волостей, которые в основном пользуются личным транспортом, не было мотивации менять свои привычки. Как ни удивительно, но оказалось, что люди ведут себя не так, как ожидает от них город, а так, как им удобнее.

В Postimees в начале 2012 года магистрант Мюнхенского технического университета Ханнес Лутс писал о том, что если транспорт остается некачест­венной услугой, то люди не станут ею пользоваться, даже несмотря на то, что проезд бесплатный. По большому счету так оно и вышло.