«Параллельно тому, как идет обследование здания и подготовка к постоянной музейной концепции, мы развиваемся - уже работает кинотеатр, запущен лекторий. Сложная ситуация. Но мы не будем закрываться на реконструкцию, у нас три здания, и возможности позволяют проводить работы и приспособление по очереди», - рассказала журналистам в четверг директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.
К слову, этот случай - не единичный в мировой музейной практике. Так, почти десять лет амстердамский Stedelijk вел работу вне стен поставленного на реконструкцию музейного здания. В похожей ситуации находится сейчас и московский Политех.
Реконструкция по правилам
С момента своей постройки в первой половине XIX века комплекс Провиантских складов долгое время использовался по прямому назначению - для хранения продовольствия, а в советские годы и до недавнего времени там находилась военная автобаза. Так на территории памятника появилась автомойка, которая в скором времени будет снесена, и пандусы внутри складских корпусов для заезда машин. Их судьба пока что не решена, но, скорее всего, они также будут демонтированы.
«Месяц назад мы начали обследование зданий. Оно нужно для того, чтобы данные, которые мы получим, легли в основу будущей архитектурной и музейной концепции приспособления. При этом само здание может стать одним из экспонатов музея. Для нас важно бережное взаимодействие со зданием и сохранение исторического наследия», - говорит директор Музея Москвы.
К слову, при прежнем мэре Москвы Юрии Лужкове несколько лет прорабатывался вопрос о строительстве четвертого корпуса складов, который бы замкнул три существующих в прямоугольник. Всю конструкцию планировалось накрыть стеклянным куполом на манер Гостиного двора и соединить строения подземным пространством. Эта инициатива неоднократно вызывала недовольство экспертов из-за противоречия действующему законодательству о памятниках истории и культуры, запрещающему проведение серьезных преобразовательных работ. Теперь с уверенностью можно говорить, что довольно сложное из-за своих масштабов пространство складов будет приспособлено под музейные нужды с минимальным вмешательством в историческую среду. Пример тому - заработавший летом на этой площадке Центр документального кино, спроектированный бюро Wowhaus, где также были придуманы концепция пешеходной Крымской набережной и проекты для Парка Горького.
«Приспособление выполнено таким образом, что ни одна из деталей конструкции не касается исторических стен. То есть это - некая модульная конструкция, встроенная в памятник. В зоне кафе у нас можно увидеть деревянные балки - на данный момент самые старые в Москве», - пояснила Сапрыкина. Хотя она не говорит о будущем остальных корпусов, но, вероятно, подобная схема будет использована и там. Тем более, сами Провиантские склады, по словам директора Музеев Москвы, могут стать одним из экспонатов обновленного музея.
Выход за рамки
Музей Москвы, основанный в 1986 году, воспринимается, прежде всего, как музей краеведческий. По словам Сапрыкиной, они намерены сломать этот стереотип. Это будет сделано за счет расширения исследуемых тем - к ныне существующим добавятся архитектура, урбанистика и социология, - а также направлений работы - в музее уже запущена совместная с «Архнадзором» лекционная программа, вот-вот заработает экскурсионное бюро, а у детского центра в скором времени появятся мастерские. В декабре планируется открыть сувенирный и книжный магазин.
«Музей пока что моделирует себя и проясняет, что здесь может быть актуальным, что на этой площадке может быть интересного», - поясняет Сапрыкина.
По ее словам, в настоящее время концепции постоянной экспозиции у музея нет - к ее разработке приступят в следующем году. Директор Музеев Москвы обещает сделать этот процесс максимально открытым, потому что речь идет о городском музее, где должно быть интересно всем.
«Также мы расширяем диапазон выставочной деятельности. Кроме исторических тем и раскладывания Москвы по районам, мы исследуем город в целом. Теперь у нас представлено современное искусство. В этом году мы впервые приняли участие в Московской биеннале, а в следующем году музей станет главной площадкой Международной биеннале молодого искусства», - рассказала Сапрыкина.
Кроме того, в Музее Москвы уже приступили к оцифровке библиотеки. Через некоторое время там откроется читальный зал, где можно будет изучить редкие архивные материалы по истории города.
«Надо сделать так, чтобы эта территория стала простой по ощущениям - здесь должно быть интересно, комфортно и приятно. Хотелось бы, чтобы люди приходили сюда и просто проводили время», - заключила директор Музея Москвы.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны - в частности, прежде спрятанный за глухим забором двор Провиантских складов стал открытым местом, куда с Садового кольца и Остоженки может зайти любой желающий.